KENWOOD TS-990S

Прибор для проверки аккумуляторов


Прибор для проверки аккумуляторов

С. ГОРЕНКО, г. Таганрог
Ростовской обл. 

 Автор публикуемой статьи работает на Таганрогском металлургическом заводе в мастерской по ремонту переносных радиостанций. Питают эти радиостанции от батареи из десяти дисковых никель-кадмиевых аккумуляторов Д-0,55. Для проверки состояния батареи и отдельных аккумуляторов автор пользуется несложным самодельным прибором, описание которого мы предлагаем вниманию наших читателей.

Основная проблема состоит в том, что во время эксплуатации радиостанций, питаемых от батареи никель-кадмиевых аккумуляторов, вследствие попадания пыли и окисления контактов увеличивается сопротивление между аккумуляторами. Вольтметр, подключаемый к батарее, в этом случае покажет нормальное напряжение, но радиостанция может в самый неподходящий момент отказать. При проверке таких батарей, например, с помощью низковольтной нагрузочной лампы, их иногда принимают за разряженные и продолжают зарядку, которая нередко заканчивается выходом из строя и даже разрушением отдельных аккумуляторов. Во время зарядки некоторые аккумуляторы перезаряжаются, а некоторые, наоборот, недозаряжаются и при разрядке происходит их смена полярности. Это, как показывает практика, основная причина выхода из строя батарей даже при соблюдении всех норм зарядки—разрядки.

Назначение предлагаемого прибора — проверить степень заряженности и отличить разряженные аккумуляторы от неисправных. Прибор позволяет измерять напряжение на батарее и отдельных аккумуляторах при максимальной и минимальной нагрузке. Чем больше разность показаний, тем больше внутреннее сопротивление аккумулятора. На основании этой информации можно сделать вывод о его исправности и степени заряженности. У свежезаряженных аккумуляторов напряжение, как правило, может быть несколько выше, а затем в течение примерно часа оно уменьшается и по установившемуся значению можно судить о степени заряженности.

Прибор очень простой, может использоваться для проверки любых аккумуляторов и батарей. Его под силу собрать даже начинающему радиолюбтелю. Схема устройства показана на рисунке. Для повышения точности измерения в приборе применен вольтметр с "растянутой" шкалой от 10 до 15 В. Пределы измерения зависят от напряжения стабилизации стабилитрона VD3 и сопротивления резисторов R2 и R3. Резистор R1 задает номинальный ток стабилизации стабилитрона. Сопротивления резисторов R2 и R3, указанные на схеме, подобраны для микроамперметра М4256 с током полного отклонения 50 мкА. Можно использовать и другие микро- и миллиамперметры на ток до 15 мА. В этом случае придется подобрать сопротивление резисторов R2 и R3, а резистор R1 можно исключить. Кнопка SB2 служит для подключения нагрузки — лампы HL2 и резисторов R4—R6 — собранной батареи, а кнопка SB1 — для подключения нагрузки — лампы HL2 и резистора R4 — при проверке отдельных аккумуляторов.

Конструкция корпуса аккумуляторной батареи не исключает неправильной ее сборки и подключения, что опасно для радиостанции. Поэтому не лишней будет цепь из диода VD6 и лампы HL3, которая загорится при подключении батареи в обратной полярности. В этом случае диод VD4 защитит микроамперметр от перегрузки. Аналогично через диод VD2 включится и лампа HL1, сигнализирующая о неправильной полярности подключения отдельных аккумуляторов. Микроамперметр от перегрузки в этом случае защитит диод VD1.

Чтобы проверить батарею, к ее контактам подключают прибор и измеряют напряжение без нагрузки. Затем, нажимая на кнопку SB2, измеряют напряжение под нагрузкой. Проверка отдельных аккумуляторов еще проще. Дисковый аккумулятор вставляют между закрепленными на корпусе контактными пластинами (+1,5 В—Общ.). Вольтметр прибора покажет напряжение без нагрузки на пределе 1,5 В. Если аккумулятор продвинуть дальше до упора, замкнутся контакты SF1, которые подключат нагрузку — лампу HL2 и резистор R4. Если разность показаний будет большой, следует очистить контакты аккумулятора и прибора и затем повторить измерение. Вышедшие из строя, а также элементы со значительно увеличенным внутренним сопротивлением отбраковывают. Важно, чтобы в батарее были собраны аккумуляторы близкие по параметрам.

В устройстве применены диоды Шотки N5819 (VD1, VD2, VD4, VD5) с малым прямым падением напряжения. Лампы — МН1,25-0,26 (HL1, HL2) и МН13.5-0.16 (HL3), кнопки SB1, SB2 — КМ 1-1, выключатель SF — МПЗ-1.

По приведенной схеме можно изготовить и прибор для проверки, например, автомобильных аккумуляторов. Необходимо только заменить нагрузку более мощной и применить кнопку, контакты которой рассчитаны на соответствующий ток нагрузки. Если нужен прибор для измерения напряжения на других пределах, следует заменить стабилитрон.

Для проверки источников питания разных размеров, например, гальванических элементов или автомобильных аккумуляторов, на корпусе прибора необходимо предусмотреть три гнезда для подключения гибких проводов. Напротив гнезда +15 В расположена кнопка подключения нагрузки SB2, а напротив гнезда 1,5 В — кнопка подключения нагрузки SB1.

В любом случае налаживание прибора заключается в подборе добавочных резисторов R2, R3 и градуировке шкалы по образцовому вольтметру. Для удобства налаживания резисторы R2 и R3 можно заменить подстроечными и градуировку начинать с предела 1,5 В.

Редактор — В. Чуднов,
графика — В. Чуднов 

Для вас со скидками ремонт редукторов без дополнительной оплаты.
Worldwide HAM Radio QSL Website
Ремонт аппаратуры (схемы, справочники, документация)